…Когда началась Великая Отечественная война, рабочие места ушедших на
фронт мужчин заняли женщины, подростки и старики. Взрослые и дети рыли окопы,
траншеи, противотанковые рвы на оборонительных рубежах и подступах к районному
центру Тельманово.
Щоб посилити керівництво сільрадами національних меншостей і наблизити районні центри д сільрад і колгоспів, Президія Всеукраїнського Центрального Виконавчого Комітету постановила:
1. Розукрупнити Старо-Каранський район Донецької області, утворивши два райони:
а) Старо-Каранський — грецький, з центром у селі Стара Карань і
б) Остгеймський - з центром у селі Остгейм.
2. У складі Старо-Каранського району залишити Старо-Каранську, Старо-Гнатівську, Ласпинськ та Новогнатівську сільські ради і радгосп "Сартана".
3. Перечислити до складу Старо-Каранського району Ново-Каранську сільраду та станцію Карань Волновахського району.
4. До складу Остгеймського району включити Остгеймську, Грінтальську, Кузнецово-Михайлівську, Михайлівську, Греко-Олександрівську, Коньківську, Луківську, Миколаївську та Свободненську сільські ради і радгосп "Приморський", вилучивши їх із складу Старо-Каранського району.
5. Дозволити Донецькому облвиконкомові розукрупнити окремі сільради Старо-Каранського району...
Голова ВУЦВК Г. ПЕТРОВСЬКИЙ
Заст. секретаря ВУЦВК К. ГОРЛИНСЬКИЙ
Госархив Донецкой области, фонд микрофильмов, №1504.
Знаєте, что самое страшное для родителей? - и пытливый взгляд женщины, много повидавшей за свои семьдесят лет, проверяет меня на понимание. - Это когда не нас дети, а мы детей хороним. Молодых, крепких здоровых. Им бы еще жить да жить, на земле хозяйничать, детей растить...
Материнские воспоминания унесли нас в весну далекого теперь уже 1986 года, когда провожала она вместе со всем селом в армию младшенького Павлушу. Екатерина Петровна тогда смахивала кончиком цветастого ситцевого платка невольно набегавшую слезу, а сын все успокаивал ее: «Не плачь, мамка. Як вернусь, так и заживем»...
11 апреля 1986 года Павел Польшин был призван в армию и направлен в учебное подразделение по подготовке водителей БТР. Уже с августа младший сержант П. Польшин служил водителем в воинской части в ограниченном контингенте советских войск в Афганистане.
29 декабря 1987 года при перевозке мин от минометной батареи на сторожевую заставу наш земляк подорвался на автомобиле, получив тяжелое ранение обеих ног. Мятежники начали обстрел из минометов и стрелкового оружия. Превозмогая боль, Павел продолжал обороняться и сумел подавить огневую точку душманов. В этом бою в результате разрыва мины получил тяжелое осколочное ранение в голову. Спустя четыре часа при эвакуации в госпиталь он, не приходя в сознание, скончался.
Приказом Министра обороны СССР Павел Польшин был награжден медалью «За отличие в воинской службе». А Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1988 году - орденом Красной Звезды (посмертно).
...Провожали Павла в последний путь не только всем Спартаком. Собрались и боевые побратимы, и однокашники из Михайловки, Кузнецово-Михайловки, Греково-Александровки, Первомайского, и друзья, с которыми он работал до армии, и все те, кто его знал, для кого он был другом, товарищем, просто хорошим человеком, чья жизнь оборвалась так трагически в самом расцвете сил.
Но о себе он оставил добрую память. Довелось беседовать с педагогами Михайловской школы, в которой Павлик учился. Учитель украинского языка и литературы, работавшая тогда старшей вожатой, Е.М. Шалинская вспоминает: «Павел был всегда активным и безотказным во всем. Не припомню случая, чтобы пропустил он субботник, никогда не искал повода, как тогда было принято говорить среди детворы, «сачкануть». Нет, он был истинный трудяга, так как вырос в семье, где трудолюбие почиталось превыше всего».
Полностью согласен с таким мнением бывший директор школы В.И. Неродов: «Могу повторить все слово в слово. Я не скажу, что в учебе он хватал звезды с неба. Учился, как и большинство его сверстников. И очень увлекался спортом, а еще больше техникой, где ему не было равных. Здесь Павел мог любому фору дать».
Это действительно было так. Мама Екатерина Петровна вспоминает: «Еще когда он в школу ходил, в семье был мотоцикл К-750. В нашем селе было еще два таких мотоцикла. Так вот их хозяева приходили к Павлуше. когда случалась серьезная поломка: «Выручай». И он выручал, помогал устранить неисправность. И все у него получалось».
Что ж, судьба уготовила ему другое. Но не забывают в Михайловском сельском совете ни о Павле Польшине, ни о его родителях, находящихся в зрелом возрасте и нуждающихся в помощи и поддержке.
А первая их надежда и опора - старший сын Владимир. Он тоже с детства, по примеру отца, увлекался техникой. Однако на первых порах после окончания школы не спешил сесть на трактор. Однако тяга к земле, которая служила кормилицей для его дедов-прадедов, отца, и которой собирался посвятить себя младший брат, оказалась сильнее. Возвратился он в отчий дом и... сел на трактор. Год работал на Т-4, затем одиннадцать лет на Т-150, а четыре года назад руководство агроцеха доверило ему новый трактор такой же модификации.
- Доверили потому, - говорит начальник агроцеха №39 С.Д. Низовцев, - что выкладывается он изо всех сил. Я бы сказал, и за себя, и за брата, погибшего в Афгане.
О самом же Павле помнят не только в семье и в Спартаке. В Михайловской школе на его примере учат ребят чувству патриотизма, смелости и отваге. А в день 20-й годовщины вывода советских войск из Афганистана здесь на фасаде учебного заведения открыта Мемориальная доска его светлой памяти.
Життя – найбільший скарб, дарований Богом людині. Отже, слід цінувати й берегти не лише життя своє та всіх рідних і близьких, а й усіх без винятку. Протиставленням життю є війна. Ще не було жодної війни без жертв, без смерті, без кровопролиття і горя.
Війна, передусім, - інтереси вузького кола людей, а гинуть мільйони. Перша і Друга світові війни, Афганістан, Косово, Ірак, Ізраїль, Чечня... Скільки людей могли бути щасливими, але...але...але... Молодь гинула в розквіті літ, війна забирала дітей, які ще й не пізнали вповні життя. Сім’ї втрачали батьків, матерів, гинули цілі родини, села, міста. І гинуть ... Наше покоління часто чує докори, що ми не схожі на старших ні поглядами, ні поведінкою. Але колись і вас не могли батьки догукатись додому, і ви шокували дорослих своїми витівками. А прийшов час – і ви стали в єдиний, монолітний стрій, проявляючи чудеса героїзму. Так і наші старші брати показали мужність і товариськість у Афганістані. Що б не казали зараз про ту війну, вони були вірними обов’язку.
Для більшості наших співвітчизників Афганська війна – справа далекого минулого. Але для тих, хто воював на перевалах, хто тримав на руках помираючого товариша, по кому Афган пройшов вогнем, скалічив душу й тіло, дата виводу останнього гарнізону радянських військ – 15 лютого 1989 року – кровоточива мітка пам’яті. І ми пам’ятатимемо цю війну до кінця днів. Уже немає тієї держави, яка закликала до штику молодих хлопців і відправляла виконувати інтернаціональний обов’язок. Немає і винних, причому не тільки за смерті в Афганістані, а й за загибель наших хлопців в двадцяти п’яти країнах світу.
Афганська війна – скільки горя принесла вона! Майже десять років із Афганістану і влітку і взимку замість рідної кровинки матері отримували цинкові гроби... Не виміряти горе батьків, чиї сини загинули, стали інвалідами в цій жорстокій неоголошеній війні.
Для сучасних поколінь вони залишаться назавжди символом мужності, героїзму, відданості присязі й Батьківщині. Пам’ять про загиблих має жити вічно, щоб не повторювати помилок в майбутньому.
Тому всім треба знати правду про війну. Учасники бойових дій, причому не тільки в Афганістані, але й в Кореї, Єгипті, Мозамбіці, В’єтнамі, Сірії, Анголі, Нікарагуа й на Кубі, однозначно скажуть, що війна – це бруд на крові.
Поколінню молоді того часу випала важка доля, вони прийняли цей нелегкий хрест і винесли його на своїх плечах, залікували рубці на тілі і в душах... Але не забули, нічого не забули.
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой?
Только так беспощадно,
Так зло и ненужно Опустили их в Вечный покой…
В числі перших військовослужбовців був направлений у Афганістан Павло Польшин. Спочатку була підготовка водія БТРу, а з серпня 1986 року молодший сержант Павло Польшин приймав участь у бойових діях. 29 грудня 1987 року при перевезенні мін від мінометної батареї на сторожову заставу автомобіль, яким він керував, підірвався на міні і водій одержав важке поранення обох ніг. Після підриву автомобіля душмани почали обстрілювати його з мінометів. Павло оборонявся. Під час бою зірвався ворожий снаряд і він був важко поранений у голову. Через чотири години він помер від ран. Не заросте стежка до могили на сільському кладовищі, де почиває Павло. Приходять сюди не тільки батьки, рідні, а і друзі, односельці, в тому числі і ті, хто виконував інтернаціональний обов’язок з ним.
В селе Кузнецово-Михайловское Тельмановского района Донецкой области 25 января 2007 года состоялся Чин Великого освящения Кузнецово-Михайловской церкви Иконы Казанской Божьей Матери, восстановленной при поддержке корпорации "Индустриальный союз Донбасса” (ИСД). Об этом говорится в сообщении ИСД, текстом которого располагает "УкрРудПром”.
В таинстве обряда принял участие Святейший Патриарх Киевский и Всея Руси-Украины Владыка Филарет, а также преосвященнейший Всеволод епископ Луганский, высокопреосвященный Юрий архиепископ Донецкий и Мариупольский.
С разных областей Украины прибыли почетные делегации власти, министерств. Всего на торжественное событие прибыло более 3,5 тысяч человек. В богослужении приняли участие также верующие различных христианских конфессий.
Идея по восстановлению храма возникла 10 лет назад, когда молодой отец Сергий на сходе жителей села пообещал, что приложит максимум усилий для того, чтобы восстановить уникальную церковь, высота которой составляет более 32 метров. Тогда же, 1996 году, был избран староста, казначей и работа по восстановлению церкви всем миром началась.
"Дабы восстановить церковь по всем православным канонам, — вспоминает ныне уже Владыка Сергий (Горобцов), ставший епископом православной церкви Киевского Патриархата, — необходимо было такое количество средств, как для строительства новой церкви. Помощь пришла со стороны корпорации "Индустриальный союз Донбасса” и братьев Сергея и Александра Тарут, которые всегда уделяли большое внимание возрождению веры и духовности в Украине”.
Для реставрации церковной живописи были приглашены мастера живописи из Западной Украины. В основном это заслуженные художники Украины, директора и преподаватели институтов искусства и художественных академий.
Монументальная живопись была выполнена в византийском стиле, а узоры воспроизведены в стиле украинского барокко. Ауры, нимбы и херувимы исполнены в сусальном золоте. Когда храм посетили члены совета художников России и Украины, а также заслуженный художник Украины А.В.Гайдамака, они единогласно внесли храм по выполненным в нем фрескам в пятерку лучших в странах СНГ.
Особенно трогательным моментом было то, что епископ Сергий (Горобцов), настоятель этого храма, рассказал Патриарху и прихожанам, что в канун освящения ему принесли старинную икону Спасителя — именно ту единственную икону, уцелевшую из старинного резного иконостаса. Спасшая ее в свое время от публичного сожжения 93-летняя певчая храма завещала своим детям передать этот образ в храм, чтобы Патриарх благословил ею весь народ.
Кузнецово-Михайловская церковь Иконы Казанской Божьей Матери имеет более чем 150-летнюю историю. Инициатором строительства этой церкви в 1854 году была вдова полковника Михаила Кузнецова. Ей удалось за 5 лет возвести храм за счет личных средств. В 30-е годы многие церкви подверглись разрушению, а такие как в соседней Греково-Александровке — деревянные, были и вовсе сожжены. К огромному сожалению верующих и прихожан, церковная утварь была разграблена, иконы и книга сожжены, колокола свергнуты.
Богородичный источник, что в поселке Коньково Тельмановского района, тоже известен не одну сотню лет. Причем, помимо всего прочего, он считается гидрологическим памятником природы за счет того, что образован подземными водами с горизонта так называемых сарматских известняков (они сформировались 13 миллионов лет назад). Как и Свято-Николаевский, возродился источник совсем недавно, в 2000 году. Название его неслучайно - по преданиям, Богородица не раз являлась жителям этой местности.
Непризнанный след Богородицы
Исцелениями здесь тоже никого не удивишь. Богородичный источник, наверное, в силу своего названия, особенно помогает женщинам, страдающим бесплодием. Как говорят нам здешние жители, это уже практически закон. Кроме того, полезна вода для тех, кто страдает болезнями желудка.
Свято-Преображенский храм хранит в себе и еще одну вещь, связанную с Матерью Божьей. Здесь находится камень, на котором, согласно еще одному преданию, богородица оставила отпечаток своей ноги, подобный отпечатку на камне в Почаеве. Почитаемый до революции, камень потом исчез, и лишь спустя годы, благодаря рассказу одной прихожанки, снова был найден и перенесен в храм, где стал местночтимой святыней. На этом чудеса не заканчиваются - в храме есть иконы, от которых без всяких видимых причин исходит благоухание...
Греки – народ интернациональный. У них наибольшее число смешанных семей, в которых трепетно сохраняют традиции греков, историю своей культуры. «Мега Юрты» - единственный национальный фольклорный фестиваль в Донбассе, начало которому было положено в 1988 году в Сартане, а затем проходил в разных греческих населенных пунктах. Одним из первых его инициаторов и вдохновителем был Донатан Константинович Патрича – заслуженный работник культуры, поэт, прозаик, переводчик, композитор, патриарх греческого национального движения, в светлую память о котором с 2005 года фестивалю присвоено его имя.
«Мега Юрты» - яркое, значимое событие, направленное на удовлетворение интереса общества к истории своей культуры, сохранение культурных традиций греков Приазовья, развитию человеческих и греческих духовных ценностей, укреплению толерантных, межнациональных отношений.
«Мега Юрты» ( в переводе «Большой праздник» ), посвященный 230-летию переселения греков из Крыма в Приазовье прошел в селе Гранитное Тельмановского района в 2009 году.
Експедиція "Пізнай свою країну" в рамках проведення обласного краєзнавчого руху учнівської та студентської молоді "Донбас – мій рідний край". Напрям "Міста і села Донеччини"
Виконала учениця 6 класу Михайлівської СЗШ Фісунова Мар’яна Керівник Фісунова Л. О.
Людина починається з любові до матері, з вміння любити і шанувати ближніх. А любов – це повага, це турбота, це молитва до того і за того, кого любиш: рідну маму і тата, рідну землю і рідну Україну, рідну мову ... Рідний, рідне, народ, рід – однокореневі слова. Ці слова святі. Вони тримають нас на світі і вчать любові до нашої України, нашої нації. Тому людина має завжди пам’ятати, звідки вона родом, де її коріння, глибоко знати історію свого народу, його мову, культуру. Я народилася на Донеччині в Тельманівському районі села Михайлівки. Тельманівщина – мій рідний край. Це край дивовижної природи, край, де колись панували славетні козаки: сильні, мужні, красиві люди, а головне – вільні!
27 ноября 1934 года состоялось заседание Оргбюро (оно было создано для разделения Старо-Каранского района на Остгеймский и Старо-Каранский), на котором было принято решение: «Просить Обком КП(б)У организовать с 1.1. 1935 года райгазету на 2-х страницах выходом из расчета через день тиражом в 3000 штук на украинском и русском языках. Назвать газету «Большевик». Газета начала издаваться с 1 марта 1935 года, однако выходила она на русском и немецком языках. (Из архива В.Г.Душки).